Детский телефон доверия

8-800-2000-122


Горячая образовательная линия

+7 (48338)-9-16-87


Структура и органы управления образовательной организацией

Управление деятельностью детского сада осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации, Уставом детского сада.

Важным в системе управления ДОУ является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление. Управленческая деятельность по своему характеру является деятельностью исследовательской и строится на основе отбора и анализа педагогической и управленческой информации.

Управляющая система состоит из двух структур:

I структура – общественное управление:

педагогический совет;

профсоюзный комитет;

Управляющий совет, деятельность которых регламентируется соответствующими положениями.

II структура – административное управление, которое имеет линейную структуру.

I уровень – заведующая ДОУ

Управленческая деятельность заведующей обеспечивает

–         материальные, организационные;

–         правовые;

–         социально – психологические условия для реализации функции управления образовательным процессом в ДОУ.

Объект управления заведующей – весь коллектив.

II уровень – старший воспитатель, завхоз, диетсестра, шеф-повар.

Объект управления управленцев второго уровня – часть коллектива согласно функциональным обязанностям.

III  уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.

Объект управления – дети и родители. 

Аналитическая работа в МБДОУ д/с «Радуга» пгтКлетня  ведётся по годовому плану.

Каждый педагогический анализ состоитиз 4-х этапов.

1 этап – предварительный, в ходе которого мы ставим цель анализа, собираем необходимую для анализа информацию, даём ей предварительную оценку. Практика показывает, что при осуществлении педанализа целесообразно применять различного рода схемы, вопросники, памятки, хронокарты, анкеты, помогающие в сборе и фиксации наблюдаемой и анализируемой информации. Нами составлена картотека схем анализа воспитательно-образовательного процесса.

2 этап – даем характеристику элементов и оценку каждого элемента анализируемого процесса.

3 этап – характеризуем взаимосвязь элементов.

4 этап – определяем причины положительного или отрицательного результатов.

5 этап – завершающий, даем общую оценку анализируемого момента, делаем выводы и конкретные предложения.

Проследив хронологию эпизодического анализа, отмечаем, что в течение года контролю и анализу подвергаются все стороны воспитательно-образовательной работы с детьми. Об этом же говорят и результаты анкетирования воспитателей.

При подготовке к анализу того или иного эпизода педагогической деятельности обязательно ставим конкретную цель. Цели анализа разные: методика организации того или иного момента, уровень усвоения программы детьми, стиль и взаимоотношения педагога с детьми, эффективность применяемых методов и приемов и т.д. Под эти цели или используем готовые памятки и схемы или разрабатываем сами, если готовых не оказалось.

Большое значение придаем организации индивидуальной работы с детьми, как во время образовательной деятельности, так и в быту. В этой работе учитываем четыре ориентира.

Прежде всего – медицинские показатели здоровья ребенка, его психофизические особенности: темперамент и складывающийся на его основе характер.

Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность в поведении непосредственно обуславливаются особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами.

Учитывается и такой показатель, как темп и общий уровень развития ребенка, его умственные способности и эмоционально-нравственное развитие, а также склонности и интересы ребенка. Но, как показали наблюдения, усилия педагогов в основном направлены на ликвидацию пробелов в знаниях, навыках и умениях малышей.

Поэтому при планировании чаще определяется содержание работы и использованные приемы, а конкретная цель, ради которой проводится работа, не указывается.

Это говорит о том, что не всегда воспитатели стремятся выяснить причины, вызывающие у детей затруднения в усвоении программы, кроме того, не всегда анализируют результаты педагогических воздействий, то есть добились ли того, чего хотели и какими методами.

Тематический анализ – это анализ хода реализации одного из разделов воспитательно-образовательной работы с детьми. Например: “Развитие основных движений”, “Сенсорное воспитание”, “Формирование словаря детей” и т.д.

Сюда включается анализ:

  • программно-методического обеспечения по данному разделу, утвержденного заведующей;
  • планирования воспитательно-образовательной работы;
  • степени усвоения программного материала детьми;
  • уровня теоретических знаний педагогов по данному разделу;
  • взаимодействия с родителями;
  • условий, созданных для жизнедеятельности детей в группе.

Итоговый анализ

Третий вид педагогического анализа – анализ итогов работы ДОУ за длительный период: за квартал, полугодие, год. Он является непременным условием эффективности работы руководителя, коллектива ДОУ.

-выделяем три варианта анализа итогов работы:

  1. Фундаментальный. Использование формы и содержания самоанализа при подготовке д/с «Радуга» к аттестации.
  2. Оперативный, в котором оценивается и анализируется качество ежедневной воспитательно-образовательной работы за год.
  3. Творческий, когда руководство, коллектив «Радуги» разрабатывает собственную модель анализа с учетом цели, концепции, вида, традиций детского сада.

В нашем детском учреждении апробирован оперативный вид итогового анализа, целью которого является – оценить качество педагогического процесса, сформировать аналитическое обоснование для планирования, определить цели и задачи на предстоящий год.

Целью любого анализа является конечный результат. А конечный результат воспитательно-образовательного процесса – это уровень усвоения детьми программы или детской образованности и воспитанности, выраженная оценкой, которая возможна на основе анализа совокупной информации, источниками которой являются:

  • точка зрения воспитателей данной группы;
  • сведения, полученные от медицинских работников;
  • сведения, полученные из бесед с родителями;
  • результаты диагностики уровня нервно-психического развития;
  • информация, полученная в результате эпизодического анализа заведующей и старшего воспитателя;
  • информация о предметно-развивающей среде;
  • результаты анализа детской деятельности (рисунки, высказывания, игры);
  • планирование воспитательно-образовательной работы с детьми.

Обобщая информацию всех источников, составляем отчет об итогах педагогической работы за год.

При обсуждении итогов посещения групп, при подготовке сообщений на педагогических советах, подведения итогов тематического анализа постоянно используем самоанализ воспитателей. Не всегда этот анализ бывает глубоким и качественным с выделением элементов анализируемого явления, связи между ними, установлением причин выявленных недостатков. Педагоги, как правило, ограничиваются констатацией того, что сделали, поэтому возникла необходимость целенаправленного обучения методике анализа и самоанализа. В годовом плане намечаем ряд мероприятий: консультация для воспитателей “Различные технологии анализа и их роль в улучшении педагогического процесса”, разработка педагогами схем анализа, предзащита открытых мероприятий с целью прогнозирования возможных затруднений, решение педагогических задач и т.д.

В МБДОУ д/с «Радуга» к различным видам анализа привлекаются и органы коллегиального управления. Так, родители принимают участие в оценке итогов работы ДОУ за учебный год, определении режима популярности среди других детских учреждений микрорайона. На совете педагогов коллегиально дается оценка работы каждой группы по тому или иному вопросу, анализируется работа групп или отдельных педагогов на административном совете, на оперативных совещаниях. Практикуется анализ выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей.

Организационная структура управления

Управление – целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата.

Цель управления заключается в совершенствовании принятия решений теми, кого они непосредственно затрагивают. Под принятием управленческого решения понимается принимаемый самостоятельно каждым субъектом план действий.

Учитывая, что дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само образовательное учреждение может рассматриваться как социально-педагогическая система, следовательно, оно должно отвечать определенным свойствам: целенаправленность, целостность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

Что же дает обновления внутрисадовского управления на практике:

Во-первых, налицо интенсивная психологизация процесса управления, создающая атмосферу уважения, доверия и успеха для каждого члена педагогического коллектива, добивающегося определенных результатов.

Во-вторых, освоение менеджмента позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества.

В-третьих, педагогический менеджмент обеспечивает возможность развития каждой личности, совмещения мотивационной ориентации руководителя и педагогов, создающих условия для развивающегося дошкольного учреждения.

Для того чтобы обеспечить такое управление, надо было сформировать организационную структуру управления – целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязях в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления.

Это предполагает формирование необходимых организационно-педагогических условий:

  • создание подлинно демократической возможности участия коллектива, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
  • повышение педагогического мастерства и управленческой компетентности всех участников управления ДОУ.

Механизм управления современным дошкольным учреждением изменяет характер выполнения управленческих функций, порождает принципиально новые формы взаимодействия учреждения и всех участников педагогического процесса.

Структура этих отношений такова:

Детский сад – внешняя среда, администрация – общественность, руководитель – подчиненный, педагог – педагог, педагог – родители, педагог – дети, ребенок – ребенок.

Основу модели составляют четыре взаимосвязанных уровня всех участников педагогического процесса: членов совета ДОУ, заведующей, заместителей, педагогов, родителей детей, посещающих ДОУ. (приложение № 1)

Каждый из уровней управления обязательно входит в зону влияния субъектов управления, как по горизонтали, так и по вертикали.

  1. Структура нашего управления строится на принципе единоначалия, т.е. согласно которому каждый подчиненный принимает полномочия только от одного начальника и является ответственным перед ним.
  2. Основой для структуризации управленческой деятельности ДОУ является положение и обязательно присутствует разделение труда, а именно закрепление конкретной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

В ДОУ высший уровень управления обеспечивает заведующая, наделенная административными полномочиями.

Административные полномочия – это форма полномочий, передаваемая административными функциями и руководителям. О руководителе часто говорят, что хорошо руководит тот, кто делает все чужими руками, т.е. умеет грамотно распределить обязанности между всеми сотрудниками так, чтобы вся необходимая работа была выполнена на должном уровне, координирует и контролирует их деятельность.

Основные функции заведующего: обеспечение охраны жизни и здоровья детей, руководство воспитательно-образовательной работой, административно-хозяйственной, финансовой деятельностью – определяют области линейных руководителей: врача, старшего воспитателя, заведующего хозяйством.

Во второй уровень управления входят созданные советы: педагогический, родительский, административный и медицинский.

Руководители третьего уровня являются старший воспитатель, заведующий хозяйством, врач.

Заведующая наделяет руководителей третьего уровня линейными полномочиями, т.е. теми, которые передаются от начальника непосредственно подчиненному и далее другим подчиненным. Четкое вертикальное и горизонтальное распределение труда на каждом уровне находит отражение в должностных инструкциях конкретных работников. Каждый линейный руководитель имеет в своем подчинении определенные категории сотрудников. Число лиц, подчиненных донному руководителю, представляет собой сферу контроля – одну из важных аспектов организационной структуры учреждения.

В четвертый уровень управления входят следующие работники: музыкальные руководители, воспитатели, логопед, психолог, медсестра, физиосестра, инструктор по физической культуре.

Структура управления была бы не полной, если бы мы не включили в нее родителей, т.к. они являются первыми педагогами, и детей, т.к. они – основа управленческой пирамиды.

Определение четкой структуры позволяет заведующей широко использовать делегирование.

Делегирование – квалифицированная передача полномочий подчиненным и создание позитивной обратной связи – необходимые составляющие деятельности современного руководителя.

С помощью делегирования руководители всех уровней распределяют среди своих сотрудников и в пределах своей компетентности многочисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации, а в условиях ДОУ – целей обучения, воспитания, развития личности. Успешное решение проблем делегирования позволяет заведующей сосредоточиться на анализе, прогнозировании, планировании и реализации перспективных стратегических целей и задач; отсутствие же делегирования или неумение его осуществить обрекает руководителя на роль пленника так называемой «текучки», на управление по отклонениям.

При осуществлении делегирования следует руководствоваться следующими правилами:

  • руководителю необходимо иметь адекватную самооценку своих возможностей, повышать научную и практическую компетентность, что позволяет разработать демократическую систему контроля выполнения подчиненными делегированных им заданий, быть уверенным в них и не бояться риска;
  • при делегировании руководителю важно учитывать профессиональную подготовленность подчиненного, его организаторские способности и культуру;
  • делегирование заданий должно быть ясным, четким, понятным и посильным для подчиненного, что обеспечивается совместным с ним обсуждением, уточнением и формулированием его целей и задач, согласованием средств и сроков выполнения;
  • руководителю нужно демонстрировать свое доверие подчиненному, уверенность в его способности успешно выполнить данное ему задание, что избавит его от неуверенности, сомнений и боязни критики;
  • наряду с делегированием полномочий, подчиненному требуется предоставить всю необходимую для успешного их выполнения информацию и ресурсы;
  • подчиненные должны обладать свободой выбора методов и форм выполнения полученного задания;
  • в учреждении необходима система стимулов делегирования.

Созданная структура управления не является чем-то неподвижным, она меняется в связи с развитием дошкольного образовательного учреждения и может предопределять изменения в этом развитии.

В дошкольном учреждении создан и функционирует комплекс организационных структур, создающих условия для успешного выполнения системой ДОУ своих задач:

  • мониторинг;
  • мотивация коллектива;
  • планирование и прогнозирование;
  • контроль;
  • регулирование и коррекция.

Мониторинг

Система получения точных данных о состоянии деятельности ДОУ и принятия обоснованных решений может быть обеспечена посредством мониторинга , представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об здоровье, которая позволяет судить о состоянии здоровья в любой момент времени и обеспечивает необходимую информационную основу для принятия управленческих решений.

В структуре управления ДОУ функцией мониторинга является обеспечение обратной связи между управляющей и управляемой системами. Поэтому мониторинг может осуществляться везде, где необходимо сравнение фактического состояния с намеченным. Отсюда вытекает задача мониторинга – уменьшение разницы между фактическим состоянием и желаемым. Для обеспечения качественного мониторинга необходимым условием являются его стабильность, долгосрочность и надежность.

Мониторинг помогает отработать систему взаимодействия в управленческой структуре детского сада, находить конкретные решения для корректировки ситуации на педагогическом совете или собрании трудового коллектива, совещании при заведующей ДОУ.

Особая роль в системе мониторинга отводится информационному обеспечению управления, т.е. совокупности сведений, отражающих состояние системы.

Мотивация коллектива.

Основная задача мотивации коллектива заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить всем участникам педагогического процесса способы и средства удовлетворения этих потребностей – важнейшая задача заведующей ДОУ.

Мотивационная среда – это совокупность условий, определяющих направленность и величину усилий, прилагаемых работником для достижения целей организации.

Качество мотивационной среды может и должно быть оценено для того, чтобы руководитель мог обоснованно определить, какую отдачу он вправе ожидать от сотрудников при тех условиях, что созданы в организации.

Действия руководителя, опирающегося на использование механизма мотивации, сводится к соблюдению основных правил. Работники должны:

знать критерии, по которым оценивают результаты их работы, и быть уверены в объективности оценки;

убедиться, что результаты зависят от прикладываемых ими усилий;

быть уверены, что требуемые результаты они способны получить при нормальном напряжении;

знать, какое вознаграждение (материальное или моральное) они получат за свой результат, и в какой мере это вознаграждение соответствует мотивации;

не сомневаться, что величина вознаграждения определяется достигнутыми результатами.

По своей направленности система мотивации должна поощрять как хорошую текущую деятельность, так и развитие, причем не только развитие организации в целом, но и развитие, и саморазвитие членов коллектива.

Планово-прогностическая структура

Планирование и прогнозирование в ДОУ является основой управления и важнейшей стадией управленческого цикла на всех уровнях управления.

Она заключается в определении повышения уровня здоровья детей ДОУ в определенных условиях окружающей среды на основе педагогического анализа. Любой управленческий цикл начинается с постановки и принятии управленческого решения. В качестве основного, целевого решения выступает план работы на год, а в качестве перспективного плана действий – стратегический план работы по оздоровлению и формированию навыков здорового образа жизни детей.

Системный подход обеспечивает сочетание прогнозирования и текущего планирования, а также согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления ДОУ по оздоровлению детей.

Требования к планированию:

единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

осуществление принципа сочетаемости государственных и общественных начал;

стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

В планировании соблюдаются три главных условия:

объективная оценка уровня работы ДОУ в момент планирования;

четкое представление тех результатов, уровня работы, который к концу планируемого периода должен быть достигнут;

выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей.

Планируя работу, необходимо учитывать специфические особенности ДОУ и коллектива.

Для систематизации оздоровительно-образовательной работы были разработаны: модель оздоровительно-образовательного процесса, комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, программа оздоровления детей.

Контроль

В условиях большей самостоятельности при делегировании многих прав и полномочий, контрольно-оценочная деятельность руководителя должна, как никогда, занять особое место в мотивации и стимулировании педагогов.

В настоящее время в практику работы детского сада помимо административного контроля входит самоконтроль, самоанализ и самооценка участников педагогического процесса. Внедрение этих форм самоконтроля помогает рассматривать все явления жизни учреждения через призму педагогического анализа своей деятельности, способствует стремлению каждого участника педагогического коллектива к повышению своего профессионального уровня.

К постоянному внутрисадовскому контролю предъявляются определенные требования: гласность контроля, охват контролем всех объектов деятельности и обоснованность в проведении контроля, системность, четкость и профессионализм в рекомендациях на основе системного анализа, контроль за исполнением решений.

Поскольку все участники образовательного процесса выступают в роли либо субъекта, либо объекта контроля, в детском саду была выработана система контроля.

Регулирование и коррекция процессов управления

Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря им поддерживается упорядоченность системы управления ДОУ, устраняются факторы дезорганизации.Эффективность организационного регулирования измеряется, прежде всего, тем, насколько рационально удается с его помощью организовать процессы, подлежащие управлению.При реализации руководства важно формировать эффективную социально-психологическую структуру коллектива, от которой зависит социально-психологический климат. Структура коллектива, т.е. реально существующая совокупность взаимоотношений его членов складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.

Показателями психологического климата выступают:

характер отношений между подчиненными и руководителем;

удовлетворенность членов коллектива различными сторонами трудовой деятельности;

отношение к работе;

преобладающее в коллективе настроение, уровень конфликтности.

Благоприятная обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности, значительно снижает текучесть кадров, помогает более полному развитию талантов и способностей людей. Принципиально значение имеет состояние психологического климата в педагогическом коллективе, поскольку оно полностью отражается на взаимоотношениях педагогов, воспитанников и их родителей, положительных дел в группе.